Про Сахалин

Всё о жизни на Сахалине и Курильских островах

Владельцы автосервисов Южно-Сахалинска активно участвуют в загрязнении воздуха

Недавно нашим корреспондентом абсолютно случайно был подслушан разговор руководителя одного из крупных автосервисов Южно-Сахалинска с представителем предприятия по утилизации отходов. Разговор свёлся к тому, что, оказывается, вопреки здравому смыслу и требованиям законодательства РФ, южносахалинские автосервисы не утилизируют должным образом опасные отходы (шины, ветошь, отработанные масла), а просто сжигают их на заднем дворе, чем наносят существенный вред воздушной среде областного центра.

Разговор был обыденный. Руководителю позвонили, видимо, с предложением о сотрудничестве в сфере утилизации опасных отходов.

— Куда мы старые покрышки дели? Да сожгли на заднем дворе… Странный вопрос, девушка, вам то какое дело? Вы нас что проверять собираетесь? Да не нужна нам ваша утилизация… Зачем нам ещё и за это платить?

В нашей области есть компании, которые занимаются утилизацией таких отходов, но как показывает практика их услугами пользуются только крупные автосервисы. А замечали каким грязным и серым становится город осенью и весной, когда все автомобилисты массово «переобувают» свой транспорт? Конечно, серость в переходное время года — это не только следствие вредных выбросов в атмосферу. Однако, присутствие неприятных запахов в городском воздухе в это время чувствуется особенно сильно.

На данный момент многие станции технического обслуживания, расположенные в частной жилой зоне, осуществляют свою деятельность без согласования с органами охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора. Не производится поверка их оборудования в органах Госстандарта.

Такие предприятия, помимо перечисленных проблем, ухудшают архитектурный облик города. Вокруг них нередко образуются места скопления производственных отходов (автомобильных покрышек, металлолома). Станция технического обслуживания, сама является объектом загрязнения окружающей среды. В процессе ее работы происходит образование различных отходов производства, загрязнение воздуха, почвы, грунтовых и подземных вод.

При ремонте двигателя, топливной системы, кузова автомобиля в атмосферу выделяются до 20 загрязняющих веществ, в составе которых присутствуют вещества первого и второго класса опасности. Причем основную долю выбросов составляют те, по которым в городе наблюдается стойкое фоновое превышении концентрации допустимых уровней. Также ремонт автомобиля сопровождается образованием значительных объемов производственных отходов: отработанные масла, фильтры, авторезина, использованные металлические узлы, утилизацию которых практически в городе не производят слив в почву различных видов масел, антифризов промывочных жидкостей, сжигание авторезины в бытовых печах для нужд отопления частного сектора.

По мнению медиков, наиболее уязвимые категории жителей в случай горения отходов автосервиса — это лица, имеющие хронические заболевания верхних дыхательных путей.

— Если постоянно находиться на территории горения и задымления — возможно отравление компонентами, которые используются при производстве автомобильных шин, говорят доктора, — при этом, кроме термического поражения, возможно токсическое отравление организма, сопровождающееся головной болью, кашлем (с выделением мокроты или без его выделения). Вследствие этого может возникнуть токсическая пневмония и острая дыхательная недостаточность.  Если обобщать, то вред может быть довольно существенных для организма человека

Вещества, которые выделяются при сжигании шин:

— пирен (класс опасности 1, опасен при поступлении через кожу),

— фенантрен (класс опасности 2, обнаружена канцерогенность на мышах),

— антрацен (канцероген), флуорантен,

— нафталин (канцероген, обнаружено мутагенное действие),

— 2-метилнафталин,

— бифенил,

— аценафтилен (канцероген),

— флуорен (канцероген),

— аценафтен (канцероген),

— бензантрацен,

— хризен (канцероген),

— бензапирен (особо опасный канцероген),

— дибензоантрацен (особо опасный канцероген).

Из доклада Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области об экологической ситуации и об охране окружающей среды Сахалинской области в 2016 году: «Загрязнение воздуха: высокое. Наблюдается увеличение среднегодовых концентраций диоксида азота, формальдегида. В 2016 году зафиксировано значительное (более чем в 4 раза) увеличение НП (наибольшая повторяемость превышения ПДК (предельно допустимых концентраций) любым загрязняющим веществом в городе, выраженная в процентах) по формальдегиду.»

В 2013 Южно-Сахалинск занимал 7 место по уровню загрязнению из 252 городов России. В 2019 году экологи отнесли к ряду экологически неблагополучных регионов уже всю Сахалинскую область, она также оказалась в десятке худших территорий для проживания (7 место).

Местные экологи также бьют тревогу по поводу состояния воздуха в Южно- Сахалинске

— Чтобы добиться столь сомнительного достижения, да еще и в общероссийский Год охраны окружающей среды, надо сильно постараться, — прокомментировал ситуацию руководитель региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицын ещё в 2013 г.

По его словам, в областном центре очень быстро сокращается площадь зеленых насаждений. При этом никакие усилия властей по восполнению потерь никоим образом не компенсируют их. По мнению эколога, даже сто саженцев новых деревьев не могут заменить одно срубленное большое. Нужен комплексный подход к решению экологических проблем. Но его нет, констатирует Лисицын.

В краевом центре 180 тысяч жителей и более 200 тысяч автомобилей. Ситуация грозит не только транспортным коллапсом.

На сайте Центра гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области мы нашли следующую информацию:

«Автотранспортных средств в нашей области становится все больше с каждым годом, растет и число предприятий по их ремонту и обслуживанию – автосервисов, автомоек, пунктов шиномонтажа. Требования санитарного законодательства распространяются на все организации, независимо от их размера, будь то крупный комплекс автосервиса – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий шиномонтажку на одно рабочее место. Решение об организации автосервиса – поступок, заслуживающий со стороны надзорных служб уважения и понимания. Но часто при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз таких организаций, эти чувства пропадают, так как обнаруживаются многочисленные нарушения санитарного и трудового законодательств, регламентирующие соблюдение требований к условиям труда работников, а также к охране окружающей среды.»

В завершении мнение государственного инспектора по охране природы Гульнуры Сабировой:

— Существует традиция сжигания шин. Чем это опасно?

При горении шины в окружающую среду выделяется множество загрязняющих веществ — сажа, диоксид серы, бифенил, антрацен, флуорантен, нафталин, хризен, пирен, бензапирен хлорированные диоксины, фураны и фенолы.

— Какой вред это наносит экологии и здоровью человека?

Сажа оседает в легких человека, ухудшает обмен кислорода, приводит к заболеваниям дыхательных путей, крови и, как следствие, других органов.

Высокие концентрации диоксида серы в воздухе вызывают повреждения растительности. Даже при малых дозах он может негативно воздействовать на людей, страдающих бронхиальной астмой. Последствиями отравления этим газом являются заболевания дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, а также аллергические реакции.

По воздействию на человека фураны сходны с диоксинами, их концентрации при сжигании шин много выше, поэтому их действие увеличивается в разы.

Пожароопасна пыль антрацена — при ее вдыхании у человека наблюдается отек век, раздражение слизистых оболочек, жжение и зуд кожи. Флуорантен, нафталин и хризен — очень сильные канцерогены. Пирен раздражает и вызывает заболевания кожи, дыхательных путей и глаз.

— Правда ли, что выделяющиеся при сжигании вредные вещества могут привести даже к раку и другим смертельным заболеваниям?

— Да, это так. Бифенилы при тепловом воздействии трансформируются в особо токсичные хлорированные диоксины, которые являются канцерогенами, то есть веществами, приводящими к онкологическим заболеваниям.

Бензапирен обладает свойством накапливаться в тканях, он вызывает рак и изменения в структуре ДНК, системе кроветворения. При отравлении беременных этим веществом увеличивается вероятность рождения неполноценных детей и детей с мутациями. Бензапирен в первую очередь поражает кожу, органы дыхания и пищеварительный тракт человека.

Таким образом, весь набор высокотоксичных веществ становится главным аргументом против сжигания шин.

Задумываются ли об этом руководители автосервисных центров и шиномонтажных мастерских, когда отказываются от заключения договоров на утилизацию опасных отходов. А если экономят, то на чём? На здоровье и жизни южно-сахалинцев?

По данным сахалинских бизнес-справочников в островном регионе около 300 предприятий автосервиса. Хотелось бы верить, что большинство из них утилизирует опасные отходы должным образом.

P.S. Мы берём на контроль данную ситуацию, и после публикации материала обратимся в контролирующие органы с целью проверки системы утилизации опасных отходов на автосервисных предприятиях Южно-Сахалинска.

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Южно-Сахалинск
19°
пасмурно
влажность: 88%
ветер: 5Миз ЮЮЗ
Ш 18 • Д 17
23°
Пт
23°
Сб
23°
Вс
23°
Пн
Weather from OpenWeatherMap
Copyright © 2016-2019 Prosakhalin.ru, ИА «Про Сахалин». На сайте распространяется информация ИА «Про Сахалин». Свидетельство о регистрации СМИ: в процессе получения. Учредитель: ООО «Интерактив». При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на ИА «Про Сахалин» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт Prosakhalin.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Контакты: Телефоны: (4242) 31-11-02, E-mail: news@prosakhalin.ru. По вопросам рекламы обращаться на адрес info@intaktiv.ru